FANDOM

В понимании современных западных ученых задача истории и историографии заключается не в том, чтобы выяснять, кто был героем, а кто - преступником. Кого считать героем? Того, кто жертвует собой во имя какой-то цели? Хорошо, но тогда встает вопрос: во имя какой цели - высокой или низкой? Или вообще любой? А кого считать преступниками? Тех, кто нарушает заповеди Моисея, или тех, кто нарушает заповеди ОУН? Герои как примеры для молодого поколения - это что-то из разряда педагогики и пропаганды. Преступников судят на основании уголовного кодекса, и занимаются этим юристы, а не историки. А какой из кодексов тут можно применить? Кодексы меняются в зависимости от господствующей политической власти и убеждений. Историки исследуют общественные механизмы - ментальные, социальные, экономические и культурные - и то, как они функционируют. Историки стремятся восстановить систему координат, в которых действовали определенные исторические лица или группы лиц. И особое внимание ученые уделяют тому, как менялись эти координаты - один из постулатов истории заключается в том, что ничто не стоит на месте, все находится в постоянном движении. Конечно, в своих суждениях историк может исходить из моральной правоты тех людей, которых он изучает, но в этом случае его мнение перестанет быть мнением ученого. Если говорить о нынешней ситуации на Украине, то часть ее руководителей заинтересована в том, чтобы поддержать сторонников УПА. С политической точки зрения это понятно - Украина стремится выработать приемлемую для всех национальную идентичность. Просто на Украине еще не поняли, что идейное разногласие - не беда, пока люди могут договариваться друг с другом. Но это больше вопрос сегодняшней политики, чем истории. Что касается документальных подтверждений, то свидетельства очень противоречивы, ведь документы того времени - продукт политической борьбы. Поэтому они не позволяют однозначно ответить на вопрос: считать ли сожжение волынских деревень актом национального патриотизма украинского народа в войне за национальную независимость или преступлением? Ответ будет точкой зрения либо участника событий, либо жертвы, либо наблюдателя (который, как правило, сочувствовал одной из сторон).

http://lenta.ru/conf/golczewski/