FANDOM

В одном из рассказов Талмуда повествуется о том, как некий язычник пришел к Шаммаю, намереваясь стать иудеем.

— Сколько Учений есть у вас (евреев)? — поинтересовался он.

— Два, — ответил Шаммай. — Одно — Тора Писаная (Священное Писание), другое — Устное Учение.

— Я принимаю только Писаную Тору, Устное Учение я не принимаю, — заявил язычник.

Шаммай прогнал язычника, и поступил он по всем правилам Закона. Ибо тот, кто отрицает хотя бы одну букву Закона Торы, отрицает ее всю. Как сказано в Мидраше: "Пройдет Соломон и тысяча таких, как он, но ни одна буква не изменится в Торе!.."

Язычник этот отправился к Гилелю, который принял его и сразу стал с ним учить "Алеф-Бейс" (еврейский алфавит). "Алеф, бейс, гимл, далес...", — учил он его. На следующий день в системе преподавания Гилеля появились непонятные изменения: то, что вчера было алеф, сегодня стало далес, и т.д. Язычник недоумевал:

— Ведь ты вчера учил меня иначе, это было алеф, а это далес?

— И ты мне веришь? — спросил Гилель. — Почему же ты не хочешь верить в Устное Учение?

Довод Гилеля убедил язычника, и он стал верующим иудеем.

Писаная Тора без Устной традиции немыслима. Если бы Тора была обнаружена в раскопках, мы не только не могли бы ее прочесть, но и не знали бы, что это за документ. Устное Учение разъясняет каждую заповедь Торы в деталях, ее принципиальные условия, где, когда и кто должен ее соблюдать. Гилель продемонстрировал язычнику, что даже сам алфавит, которым записана Тора, он может знать, только если изучит его под руководством учителя, знающего его благодаря своему учителю, и т.д.

* http://www.lechaim.ru/ARHIV/93/hask.htm