FANDOM

Ecce signum temporis — таково знамение времени! Великий переворот совершился с нами. Мы, дети новейшей эпохи, поклоняемся прежде всего принципу пользы. Мы теперь уже не читаем Коран, Зендавесту, Веды, с исключительным намерением богословски опровергать их. Мы, напротив, смотрим на всякую литературу, какого бы рода и вида она ни была, где бы она ни была произведена, как на часть человечества, как на часть от нас самих. Мы чувствуем, что имеем право на это, что мы за это ответственны. И потому мы прежде всего стараемся постичь культурную ступень, которой мы обязаны какой-либо частью этого великого наследства нашего, понять дух, которым она проникнута. С глубоким благоговением мы опять опускаем то, что в них подлежит разложению, но мы с радостью приветствуем то, что способно еще жить. Мы обогащаем ими сокровища нашего знания и умения, нас потрясает их поэзия, высокие и священные чувства пробуждаются в нашем сердце, когда эта поэзия затрагивает в нем божественные струны.

В этом чисто человеческом смысле мы теперь начинаем говорить также о Талмуде. Да, почти близка даже опасность, что то рыцарское чувство — один из самых трогательных признаков нашего времени — которое постоянно побуждает нас приносить все новыя искупительные жертвы памяти тех, которым прежние поколения причиняли несправедливости, что это чувство может повести к преувеличению значения этой книги. В виду все умножающихся доказательств ее достоинства, мы действительно можем придти к некоторому преувеличению ее значения для истории человечества. Но ее собственная любимая поговорка гласит: «Прежде всего учись. Для самой ли науки, или для какой-нибудь другой цели — учись. Ибо очень скоро, с какой бы целью ты ни начал учиться, ты полюбишь науку из-за самой науки». И в этом смысле, даже слишком большие ожидания о сокровищах которые можно найти в Талмуде, также могут иметь свое достоинство, так как они поведут пока к исследованию самого произведения.